Закрыть
Город Не выбран

    Мы нашли для вас подходящего юриста

    Получить консультацию
    Укажите номер телефона

    Спасибо!

    Ваша заявка отправлена, наш специалист свяжется с вами!

    21.12.2021 | Количество просмотров2514

    Ваша защита прав, если вы заемщик банков

    Ваша защита прав, если вы заемщик банков
    В отношениях между клиентами и банковскими учреждениями всегда существовал дисбаланс сил: кредиторы навязывают свою точку зрения за счет большего влияния и ресурсов. Кто есть заемщик по сравнению с крупным банком, обслуживающим миллионы таких же граждан? В современных развитых законодательствах признают существующее неравное распределение интересов, и именно поэтому государство признает заемщиков слабой стороной в договорных отношениях. В свою очередь, это проявляется в установлении целого комплекса прав клиентов, которые подлежат защите.

    Какие права есть у заемщика?

    Фундаментальное право заемщика – это право на получение денежных средств от банка по кредитному договору. Кредитное учреждение обязуется передать займ своему клиенту, и у последнего есть возможность требовать исполнения обязательств.

    Помимо основного права на получение денежных сумм по соглашению, заемщик также может:

    • требовать предоставления полной информации о кредите. У каждого клиента есть возможность истребовать от банка всех сведений, которые касаются кредитного договора;
    • отказаться от кредитного обязательства как в момент заключения договора, так и досрочно. Кредитор не имеет полномочий запрещать контрагенту отказываться от сделки;
    • узнавать об актуальной сумме займа и остатке долга. Кредитное учреждение не может скрывать от клиента такую важную информацию;
    • досрочно погашать взятые на себя обязательства.

    Таким образом, кредитные отношения гарантируют клиенту банковской организации целый комплекс прав, которые защищаются на государственном уровне. Если другая сторона соглашения нарушает интересы заемщика, то возникает правовой спор, который можно разрешить несколькими способами.

    Ключевое значение в закреплении, поддержке и защите имеющихся прав играет законодатель. Стоит рассмотреть подробнее, чем именно устанавливаются конкретные гарантии для клиентов банков.

    Какими законами регулируются права заемщиков?

    Основные нормативные акты, которые регулируют правовые споры и устанавливают права заемщиков:

    • Гражданский кодекс РФ;
    • Закон о защите прав потребителей;
    • ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
    • Ряд Постановлений Верховного суда РФ, в частности – о рассмотрении дел, связанных с защитой прав потребителей.

    Таким образом, сфера правоотношений между банком и заемщиком – это не просто гражданская отрасль без детальной регламентации. Государство признает заемщика также и потребителем, соответственно, область действия потребительского законодательства распространяется и на отношения между кредитором и должником.

    Что это означает для заемщика? В первую очередь это означает дополнительные гарантии со стороны закона и возможность применения различных способов воздействия на банк. У клиента появляется целый спектр дополнительных прав:

    • на качественное обслуживание;
    • на полную информацию о договоре;
    • на отсутствие навязанных услуг.

    Соответственно, если указанные права нарушаются со стороны кредитора, то у заемщика есть целый спектр инструментов для воздействия на банк. В их числе – отказ от договора, требование устранить недостатки и изменить условия первоначального соглашения.

    Рядовой гражданин получает большой уровень защиты со стороны законодательства. Однако, вопреки строгой регламентации и дополнительным гарантиям, банковские организации все равно не бояться действовать только в угоду собственных интересов. Всему виной недостаточная грамотность самих клиентов – граждане попросту не обращаются за помощью к компетентным юристам. В результате такое халатное отношение к собственным правам приводит к переплатам по кредитным договорам и согласию даже на самые жесткие требования со стороны кредитных учреждений.

    Наиболее частые нарушения прав заемщиков

    На практике конфликт между заемщиком и банком – это разновидность гражданского правового спора. Наиболее распространены следующие нарушения:

    • непредставление всей информации о кредитном договоре (займе). Кредитор попросту скрывает важные сведения о сделке;
    • навязывание дополнительных услуг и комиссий. Подключение к услугам проходит без согласия заемщика;
    • закрепление сложных процентов. Организация дополнительно начисляет проценты к уже существующей ставке;
    • уступка требований по кредитованию небанковским организациям;
    • одностороннее изменение условий соглашения по займу. Без ведома заемщика банк меняет содержание договора;
    • запрет на досрочное погашение кредита. Очень частое нарушение, которое имеет свои нюансы.

    Указанные злоупотребления встречаются повсеместно. Стоит рассмотреть их особенности подробнее.

    Непредставление всех необходимых сведений о кредитном обязательстве является прямым нарушением одного из основных прав заемщика. В Федеральном законе о банковской деятельности недвусмысленно указано, что кредитор обязуется предоставить всю информацию оп займу еще до заключения договора. Особенно это касается сроков, процентной ставки и полной сумме обязательства. Таким образом, вы как заемщик имеете полное право требовать подробную информацию о будущем кредитном соглашении.

    Не менее распространено навязывание дополнительных услуг. Чаще всего кредиторы стремятся оформить соглашение со страхованием жизни или здоровья заемщика. Данным способом банк защищается от ненадежных должников и рискованных обстоятельств, при которых у заемщика не будет возможности платить. Точно также кредиторы любят навязывать человеку дополнительные обязательства по «обслуживанию банковской карты или счета». Все указанные действия являются прямым нарушением прав клиента и требуют разрешения правового спора.

    Всем известные коллекторские агентства часто заявляют о том, что у них есть право требовать от должника выплат по уступке требования от банка. На самом деле такая возможность передачи требований небанковской компании (агентству) исключается законодателем. Только основной кредитор может заявлять о долге.

    Ни один банк не имеет возможности в одностороннем порядке менять существующие условия кредитования. Особенно это касается размеров долга. Если вы столкнулись с указанным нарушением, то незамедлительно обратитесь к представителю «Партнер24».

    Помимо перечисленных правонарушений, можно также назвать и менее распространенные злоупотребления. Речь идет про «платные банковские справки» и «разрешение правовых споров по месту нахождения банковской организации». Платные справки о состоянии банковского счета или долга – это прямое нарушение ваших прав как заемщика. Ни один кредитор не может взимать дополнительную плату за данную услугу.

    Отдельного внимания заслуживает выбор места разрешения юридических конфликтов. По потребительскому законодательству, все правовые споры заемщиков разрешаются по их месту жительства (либо по месту регистрации банка – клиент сам выбирает, куда подавать документацию). Банк не может повлиять на выбор человека и уж тем более не может самостоятельно устанавливать правила разрешения правовых споров.

    Способы защиты прав заемщиков

    Существуют 3 способа восстановить свои интересы в рамках кредитования:

    • составление претензии в адрес банковской организации;
    • обращение в Роспотребнадзор;
    • обращение в суд.

    Стоит рассмотреть каждый из вариантов и проанализировать их достоинства и недостатки, чтобы в нужный момент знать, что именно предпринять.

    Разумеется, не стоит сбрасывать со счетов и простые переговоры. Однако для ведения профессиональных переговоров без составления претензии рекомендуется обратиться к компетентным юридическим представителям.

    Досудебная защита прав заемщиков

    Львиная часть законодательства о защите прав потребителей (и, соответственно, заемщиков) основана на досудебном урегулировании правовых споров. Самое главное оружие в руках клиента банка – это претензия. Данный документ составляется в произвольной форме, но он должен содержать следующую информацию:

    • сведения о заявителе и реквизиты банка;
    • обстоятельства нарушения;
    • информация о заключенном договоре;
    • ссылки на нормы закона, позволяющие направить претензию банку;
    • конкретные требования заявителя;
    • срок, в течение которого кредитор должен дать ответ.

    В первую очередь стоит обратить внимание на ст.16 ЗоЗПП и сослаться на нее в случае, если банк навязывает или исполняет дополнительные услуги для клиента. Согласно ст.10 ЗоЗПП кредитор должен проинформировать клиента обо всех нюансах займа. Указанные нормы статей закона необходимо изложить в составляемой претензии.

    Оформленную претензию необходимо направить в адрес банковского учреждения. Разумеется, важно указать, чего именно хочет потребовать заявитель:

    • отказа от договора;
    • взыскания компенсаций и убытков;
    • изменения договорных условий.

    Наиболее часто звучит требования об изменении существующих условий сделки на более лояльные и устранение нарушений.

    Второй вариант досудебного урегулирования правового спора – это составление жалобы в Роспотребнадзор. Данная инстанция контролирует деятельность всех организаций, которые связаны с потребительским обслуживанием (и банки не являются исключением). Жалоба по своему формату и содержанию практически не отличается от претензии. Стоит отметить, что ранее поданный претензионный акт служит обязательным приложением к жалобе – у надзорного органа должно быть доказательство того, что вы ранее уже пытались урегулировать правовой спор самостоятельно, но ничего не получилось.

    Суд: основной орган по разрешению правовых споров

    Если банковская организация никак не отреагировала на поданное заявление (либо отказала в удовлетворении ваших требований), то самым действенным вариантом воздействия является суд. Стоит отметить, что у заемщика как потребителя нет обязанности предварительно соблюдать досудебный порядок – можно обратиться в судебную инстанцию и без подачи претензии. Однако при первичном «выяснении отношений» с кредитором можно избежать продолжительного судебного разбирательства.

    Ключевое значение будет иметь исковое заявление, которое по содержанию практически аналогично претензии. Однако форма и структура документа обязательна к соблюдению. Весь иск состоит из следующих частей:

    • вводной;
    • описательной;
    • мотивировочной;
    • резолютивной.

    Вы как заявитель должны подробно расписать обстоятельства дела и собственные доводы в пользу того, что банк нарушил ваши права. Не менее важно предоставление доказательств по делу. Неотъемлемым приложением к исковому заявлению будет претензия (если вы ранее обращались в банк) и копия заключенного договора. Государственную пошлину платить не нужно – потребительские споры освобождены от обязанности предоставлять квитанцию.

    Судебные органы изначально будут выступать на стороне потребителя-заемщика (так как последний является слабой стороной в правовом споре). Однако это не значит, что нужно готовиться к разбирательству «спустя рукава».

    Партнер24: надежная защита прав заемщиков

      Ваша заявка отправлена, наш
      специалист свяжется с вами!

      Представительство в судах: компетентная юридическая защитаЮридическая служба «Партнер24» не первый год занимается рассмотрением правовых споров, связанных с нарушением интересов заемщиков. При обращении к нам вы получаете:

      • профессиональную юридическую поддержку. Гарантированное сопровождение ваших интересов в государственных инстанциях и банках;
      • положительный результат в вашу пользу. Благодаря многолетнему изучению судебной практики и законодательства мы знаем, как обернуть даже самое проигрышное дело в свою пользу;
      • качественно подготовленную документацию. Мы составляем жалобы в Роспотребнадзор, готовим претензии в банк и оформляем исковое заявление в суд.
      Наши представители заставят кредитора устранить имеющиеся недостатки и удовлетворить ваши требования по кредитованию. Если вы терпите нарушения со стороны банка, то обратитесь в «Партнер24». Мы добьемся нужного результата в сжатые сроки.
      #Разное
      Поделиться
      Мы в социальных сетях
      Наш Instagram Наш VK Наш Facebook

      НЕ НАШЛИ ОТВЕТ НА НУЖНЫЙ ВОПРОС ?

        Воспользуйтесь формой обратной связи

        Спасибо!

        Ваша заявка отправлена, наш специалист свяжется с вами!

        или
        Напишите нам напрямую в мессенджер

        наши филиалы в городах

        [wt_geotargeting get= Не выбран
        Выбрать город
        Контакты 8 (800) 700-03-04
        Воспользуйтесь формой обратной связи